Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!

Актуальность и обоснование целесообразности внедрения инновационного проекта

Дата: 6 декабря 2017 в 12:36, Обновлено 6 декабря 2017 в 12:38
Автор: Майсак Т. А.

Актуальность и обоснование

 целесообразности внедрения  инновационного проекта

«Внедрение модели «Предприимчивая школа» в деятельность учреждения общего среднего образования»

Актуальность инновационной деятельности по внедрению модели «Предприимчивая школа» в деятельность учреждений общего среднего образования Республики Беларусь детерминируется рядом внешних и внутренних причин.

Среди внешних причин основной выступают новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики страны, повышение открытости и динамичности общества обуславливают изменение требований государства и общества к образованию, которое становится все более открытым, быстро изменяющимся, генерирующим локальные и региональные педагогические инициативы. Наукой доказано: среди факторов, обеспечивающих социально-экономический рост современных государств, 12-13% приходится на природные ресурсы, 17-18% – на финансовый и имущественный капитал, а остальные 70% принадлежат инициативе в широком смысле, сочетающейся с желанием и умением рисковать.

В современном мире все меняется быстро: как производственные и социальные технологии, геополитическая ситуация и глобальная экономика, так и  уровень развития конкретной страны и региона, характер приоритетных отношений между людьми и организационными структурами. Современное общество периодически проходит через кризисные ситуации, от решения которых зависит дальнейший путь его развития. Состояние экономики государства, её укрепление напрямую зависят от уровня подготовки молодежи.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно  принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В связи с этим,уже в условиях деятельности учреждений общего среднего образования  мы должны суметь подготовить наших учеников не только в жизни в существующих социально-экономических условиях, но и к использованию технологий,  которые еще не изобретены,к будущим профессиям, которые еще не появились в мире, и к решению проблем, которые мы не можем сегодня даже представить.

В таких условиях школа как социальный институт, деятельность которого направлена на обеспечение социализации и подрастающего поколения и других людей к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно–экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.Качество образовательных услуг в современном обществе напрямую связано с необходимостью создания условий для личностного роста обучающихся, развития их самостоятельности, инициативности, активной жизненной позиции – всего того, что составляет базу и основу предпринимательского отношения человека к жизни.

Между тем отношение к таким чертам характера в нашем обществе долгое время оставалось неоднозначным. Ведь еще сравнительно недавно, в новейшей истории Беларуси, слово «предприимчивость» в сознании многих носило негативный оттенок.Тогда как сегодня  это понятие проникает во все сферы жизни нашего общества, основными характеристиками которого становятся гетерогенность, многоконфесиональность и необходимость мирного взаимодействия различных культур. А в связи с тем, что современный стремящийся к глобализации мир, по своей сути являясь поликультурным, предполагает способность человека к пониманию и компромиссу, то важным фактором развития предпринимательски успешного отношения людей  к жизни становится  знание ими языков, традиций и обычаев не только своего, но и других народов, их культурных, научных достижений.

Необходимость решения этих задач в деятельности учреждения общего среднего образования находит своё отражение и в Кодексе Республики Беларусь об образовании, который определяет принцип государственной политики в сфере образования –  поддержка  и развитие образования с учётом задач социально-экономического развития государства, а также формулирует как одно из направлений государственной политики в сфере образования –  создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребности общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров.

Ни для кого не секрет, что современный экономический мир всё больше и больше стремится к глобализации. И для того, чтобы подготовить подрастающее поколение к интеграции в этом мире, нужна основа, которой является осмысленный ими опыт самостоятельной деятельности в условиях открытой социкультурной среды.Т.е. в жизни поликультурного общества современность экономики напрямую зависит от квалифицированности кадров, связанной с их предприимчивостью,  освоением предпринимательской компетенции и развитием поликультурной компетентности.

В открытом, практически безграничном мире коммуникаций и перемещений человека его предприимчивость во многом обуславливается уровнем культуры и общего развития личности. Предприимчивость – это отношение к жизни, проявляющее находчивость, соединённую с энергией и практичностью: способность человека к проявлению самостоятельностии осуществлению неординарных действий. Обретение этих качеств школьниками –  направленность  деятельности учреждения образования (УО), реализующего модель «Предприимчивая школа», успешно действующую в течение 19  лет в системе общего среднего образования Эстонии.

Опыт работы таких школ убедительно доказывает, что обучение предпринимательству позволяет сформировать у учащихся личностные качества, необходимые для адаптации их к жизнедеятельности в условиях развивающихся рыночных отношений, для воспитания готовности создавать новые источники ресурсов, развивать экономику страны.Предприимчивый человек – это  изобретательный и энергичный субъект, смелый и решительный человек, обладающий практической смекалкой. Успешно реализовать себя в предпринимательской деятельности может только человек духовно зрелый  способный к самообучению на протяжении всей жизни. В обретении этих качеств большую роль играет та среда, в которой происходит формирование человеческих качеств, и те дела, с помощью которых обретается компетентность человека.  Повышению и общей культуры, и уровня развития способствует поликультурное воспитание учащихся, связанное с изучением ими культуры, традиций и обычаев других народов, обретением толерантности и знанием различных языков. 

Внедрение  модели «Предприимчивая школа» предъявляет ряд существенных требования к характеру и содержанию деятельности того учреждения образования, которое принимает эту задачу для себя в качестве актуальной. Совокупностью внутренних факторов – составляющих системы организации деятельности конкретного  учреждения общего среднего образования – задаются и востребованность модели «Предприимчивая школа», и специфика управленческих механизмов, определяющих успешность ее внедрения.

Важным условием для внедрения модели «Предприимчивая школа» в деятельность учреждения образования является наличие в УО предпосылок для становления поликультурной среды  коммуникаций между участниками открытого школьного сообщества, обмена опытом и практиками организации деятельности. Для установления контактов, экономических связей очень важно, а иногда и просто необходимо обеспечить поликультурность воспитания участников этих процессов: знание обычаев, традиций разных народов, их взглядов, интересов и менталитета помогает найти компромисс с партнёрами. Именно поликультурный характер воспитания и образования позволяет людям сформировать чувства солидарности и взаимопонимания, содействует интеграционным процессам, без которых невозможно установление предпринимательских отношений.

Базой для развития предпримательских отношений выступает не только способность участников совместных проектов понимать друг друга,  но и ихспособностьобеспечить собственные образовательные практики.А условием, содействующим появлению этих способностей, является открытая поликультурная среда.  Более успешно  создание такой среды возможно лишь в том  учреждении образования, где  уже существует практика кроскультурного взаимодействия участников образовательного процесса. В первую очередь, естественным образом такая практика складывается в УО, которое осуществляет свою деятельность в интересах социализации представителей национальных меньшинств. Одним из таких УО в Республике Беларусь является ГУО «Средняя школа №8 г. Волковыска с польским языком обучения».

       В настоящий момент ученический коллектив ГУО «Средняя школа №8 г. Волковыска с польским языком обучения» составляет 207 учащихся с 1 по 11 класс семи национальностей (белорусы, русские, поляки, украинцы, литовцы, татары, узбеки). Отношения между ними толерантные, но, живя рядом друг с другом, мы не в полной мере знаем об обычаях и традициях своих соседей. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими.

В нашей школе много семей, в которых супруги разных национальностей. Нередко из-за незнания национальной культуры друг друга в таких семьях возникают разногласия, что не может не отражаться на детях. Непонимание религий, культур, обычаев, нравов, в рядеслучаев, ведет к напряжённости взаимоотношений.Но с другой стороны вынуждает наших учащихся проявлять «чудеса» предприимчивости, ведь  отсутствие поликультурной среды усложняет процесс общения между учащимися, вовлечение их в совместную учебную и трудовую деятельность.Поэтому проблема создания комфортной поликультурной среды является важнейшим условием  существования и развитияпредприимчивости.

 Педагогический коллектив включает 35 учителей, воспитателей и работников социально-педагогической службы. Образовательный процесс в школе осуществляется на польском, русском, белорусском и английском языках. Приоритетнымнаправлениемввоспитательнойработешколыпедагогическийколлективсчитаетпатриотическоевоспитаниеобучающихсявмногонациональнойсреденаосновенациональныхтрадицийиобычаев, атакжедлявоспитаниячеловека, глубоко уважающегокультуру, историю, обычаиитрадициидругихнародов.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей, изначально принадлежащих разным культурам, по подготовке и проведению мероприятий, способствуя решению таких задач, как улучшение взаимопонимания, уважение, взаимопомощь, разрушение предубеждений и стереотипов, имеет конечной целью сплачивание полиэтническогоколлектива детей.

Особая роль в поликультурном воспитании учащейся молодежи принадлежит классным руководителям. Единые дни информирования, тематические классные часы, организация поездок, экскурсий на предприятия. За годы обучения в школе, как правило, учащиеся посещают все достопримечательные исторические места Беларуси. И не только Беларуси: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Краков, Вильнюс, Рим, Вена.

К настоящему времени школой накоплен свой интересный опыт взаимодействия с зарубежными образовательными учреждениями.

Для нас особо значимыми аргументами, доказывающими необходимость внедрениямодели «Предприимчивая школа» в деятельность ГУО «Средняя школа №8 г. Волковыска с польским языком обучения», является то, что:

  • На территории нашего района коренными являются четыре нации, но знания о них нередко формируются на основе обыденного сознания.
  • Культура  этих народов намного глубже наших представлений, поэтому работа должна быть направлена на то, чтобы расширить знания учащихся, систематизировать их.
  • В детском возрасте закладываются основы толерантного отношения к национальным традициям и обычаям других национальностей.
  • В современных условиях важным является не только сохранение национальных культур, но и взаимосвязь традиций и обычаев, их объединение в рамках региона.

Создание  поликультурной среды развития образовательных практик не только обеспечит качественное усвоение учащимися базовых знаний, но и поможет организовать непрерывность образования, подготовить выпускников к успешной жизни в социуме и к профессиональной деятельности; сформировать личность, для которой основной ценностью будет здоровье – нравственное, физическое, психическое, обеспечение которого во многом будет зависеть от индивидуальной предприимчивости каждого и его способности вступать в кооперацию с другими в условиях поликультурной среды.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.