Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР

МАТЕРИАЛЫ для членов информационно-пропагандистских групп (март 2020 г.) Социально-экономическое состояние регионов и перспективы их развития

Дата: 19 марта в 13:53
Автор: Майсак Т. А.

Социально-экономическое состояние регионов
и перспективы их развития

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений Министерства экономики Республики Беларусь; Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского, Могилевского облисполкомов, Минского горисполкома

Инфографика по данным материалам разработана Белорусским телеграфным агентством и размещена на его сайте в разделе «Инфографика» (https://www.belta.by/infographica/)

Устойчивое региональное развитие – одно из приоритетных направлений деятельности руководства страны. О значимости данного вектора и нахождении его на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко свидетельствуют как проводимые на высшем государственном уровне совещания по вопросам регионального развития, так и частота посещений регионов Главой государства, в том числе отдаленных районных центров.

Такое пристальное внимание к политике регионального развития неслучайно, т.к. от него зависит благополучие всей республики в целом и каждого гражданина в отдельности. Как отмечал А.Г.Лукашенко: «Фундамент успешного развития государства – сильная экономика, поэтому прежде всего необходимо развивать экономику регионов, создавать там рабочие места с достойным уровнем зарплаты».

Помимо повышения доходов населения целями социально-экономического развития регионов является улучшение качества образования, здравоохранения и т.д. И Беларусь однозначно преуспела в данном направлении.

Оценка степени развития регионов и стран осуществляется с помощью ряда универсальных интегральных показателей, один из которых – Индекс человеческого развития, разработанный ПРООН. По данному индексу Беларусь занимает 50 позицию из 189 государств и входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития согласно классификации ООН. По показателям достижения странами Целей устойчивого развития республика находится на 23 месте (77,4 балла из 100), что выше средней оценки по региону Восточной Европы и Центральной Азии. В общем рейтинге национального благосостояния за 2019 год Беларусь расположилась на 73 месте
(из 167 стран). Страна также занимает высокие позиции по уровню образования (32 место) и уровню условий жизни (45 место).

Достижение таких результатов было бы невозможно без слаженной и четкой работы всех органов государственной власти по исполнению прогнозных и программных документов на республиканском и региональном уровнях. Применительно к 2020 году к таковым относятся:

Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. №401
«О параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год
;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от
27 декабря 2019 г. №921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год»
;

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемая Главой государства;

государственные программы, разрабатываемые на пятилетний период и формируемые по отраслевому (строительство, образование и др.) или функциональному (занятость, малое и среднее предпринимательство) признаку;

программы социально-экономического развития на пятилетку, разрабатываемые на уровне областей, г.Минска, районов и городов областного подчинения.

Для реализации мероприятий государственных программ на пятилетний период, финансируемых за счет средств местных бюджетов, на уровне областей, г. Минска, районов и городов областного подчинения формируются региональные комплексы мероприятий.

Задачи социально-экономического развития на очередной год раскрываются через планы развития каждой из указанных территорий.

Кроме того, ряд системных документов программного и планового характера разработан на региональном уровне во исполнение поручений Главы государства. Так, утверждены Программа развития Оршанского района на период до 2023 года (Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 506) и Комплекс мер по ее реализации (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 58).

В рамках выполнения поручения Главы государства по ускоренному социально-экономическому развитию 11 городов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (Барановичи, Пинск, Новополоцк, Орша, Полоцк, Мозырь, Лида, Борисов, Солигорск, Молодечно, Бобруйск) и соответствующих административно-территориальных единиц (далее – АТЕ) разработаны и приняты Комплексные планы ускоренного развития данных территорий на период до 2020 года.

В целях реализации комплексного подхода к ускоренному развитию территорий принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 627 «Об ускоренном развитии отдельных административно-территориальных единиц». В нем для каждой из 10 АТЕ определены 5 целевых параметров на 2019 –2020 годы.

Справочно.

Целевые параметры определены для городов Барановичи, Пинск, Новополоцк, Бобруйск, Полоцкого, Мозырского, Лидского, Борисовского, Молодечненского, Солигорского районов.

В качестве целевых определены 5 параметров по заработной плате, выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в расчете на одного среднесписочного работника, темпам роста собственных доходов местного бюджета, инвестиций в основной капитал, численности занятого в экономике населения.

Все это позволяет формировать новые точки роста в регионах и создавать условия для их дальнейшего социально-экономического развития.

Социально-экономическое состояние регионов в 2019 году

Одним из ключевых показателей социально-экономического развития Республики Беларусь является валовой внутренний продукт (далее – ВВП).

Более половины ВВП страны (52,9%) формируют 3 региона: г.Минск (26,9%), Минская (15,8%) и Гомельская (10,2%) области. На долю оставшихся регионов (Брестская, Витебская, Гродненская и Могилевская области) по итогам 2019 года приходится 32% ВВП.

Справочно.

Удельный вес Брестской области в ВВП – 9,4%, Витебской – 7,5%, Гродненской – 8,2%, Могилевской – 6,9%.

15,1% – нераспределенная часть ВВП.

Это обусловлено сложившейся структурой экономики регионов и динамикой валового регионального продукта (далее – ВРП).

По итогам 2019 года рост ВРП достигнут в Минской области (104,4% к 2018 году), Брестской области (102,8%), г.Минске (101,2%) и Могилевской области (100,5%). В Витебской и Гомельской областях ВРП сложился на уровне предыдущего года, в Гродненской области допущено падение ВРП до 99,6% к 2018 году.

Во многом такая ситуация обусловлена влиянием внешних факторов – перебоев в работе отечественных нефтеперерабатывающих предприятий из-за поставок в начале 2019 года некачественной нефти, цикличных замедлений в мировой горнодобыче и падения мировых цен на сырьевые ресурсы, усиления конкуренции на основных рынках сбыта.

Основная доля ВРП формируется предприятиями промышленного комплекса.

Промышленность

Данная отрасль народного хозяйства находится под пристальным вниманием Президента Республики Беларусь. Только с начала 2020 года А.Г.Лукашенко побывал с рабочими визитами в г.Шклове, г.Добруше, г.Светлогорске.

В республиканском разделении труда основными индустриальными регионами являются Гомельская (за 2019 год – 20,6% объема промышленного производства страны), Минская (19,6%), Витебская (14,3%) области и г.Минск (15,4%). На долю остальных регионов (Брестской, Гродненской и Могилевской областей) приходится 30,1% объема промышленного производства республики.

Основным видом деятельности является обрабатывающая промышленность, которая формирует от 15,1% ВРП в г.Минске до 40,6% – в Минской области. В 2019 году отрасль внесла положительный вклад в ВРП во всех регионах, кроме Витебской области («минус» 0,5%) и г.Минска («минус» 0,1%), чему способствовало создание условий для эффективного развития предприятий, глубоко перерабатывающих отечественное сырье.

По итогам прошлого года положительное влияние на формирование ВРП в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской областях и г.Минске оказали предприятия по производству продуктов питания, напитков и табачных изделий. Увеличение производства товаров на основе отечественного сырья углубленной переработки обеспечило рост выпуска продукции из дерева и бумаги во всех регионах (кроме Могилевской области). Кроме того, во всех областях положительное влияние на ВРП оказало производство резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов.

Также следует отметить высокие темпы роста в производстве вычислительной, электронной и оптической аппаратуры (Витебская область), электрооборудования (Витебская, Гомельская и Могилевская области), транспортных средств и оборудования (Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская и Могилевская области), прочих готовых изделий, ремонте и монтаже машин и оборудования (Гомельская и Могилевская области), металлургии (Минская и Могилевская области).

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

В целом в 2019 году отмечается рост промышленного производства в 4 областях: в Брестской (103,6% к 2018 году), Минской (102,9%), Гомельской (100,8%) и Гродненской (100,6%). В Могилевской области промышленное производство сложилось на уровне 100% к 2018 году.

Справочно.

За 2019 год индекс промышленного производства составил: в Витебской области – 99,3% к 2018 году, г.Минске – 99,7%.

Сельское хозяйство

Сельскому хозяйству Республики Беларусь руководством страны уделяется не меньшее внимание. Как отметил А.Г.Лукашенко: «Сельскохозяйственное производство уже давно вышло за рамки его рассмотрения исключительно как части экономики. Продовольствие – это политика, и внутренняя, и внешняя. Поэтому ставка на развитый аграрный сектор как на один из приоритетов развития страны еще на заре нашей независимости была верной. Теперь уже никто с этим не спорит. От состояния дел в агропромышленном комплексе во многом зависят благосостояние и социально-политическая стабильность в стране».

Сельское, лесное и рыбное хозяйство представлено в экономике всех областей республики и формирует от 9,7% ВРП в Минской области до 14,3% – в Брестской области (в ВВП – 6,8%).

Справочно.

За 2019 год доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВРП Витебской области составила 11,8%, Гомельской – 10%, Гродненской – 13,6%, Могилевской – 12,2%.

Основные производители сельскохозяйственной продукции в стране – хозяйства Минской (24,8% республиканского объема), Брестской (19,4%) и Гродненской (16,6%) областей.

Лидером по производству (выращиванию) скота и птицы является Минская область. По итогам 2019 года сельскохозяйственными организациями региона произведено 28,9% республиканского объема.

Минская и Брестская области являются лидерами в производстве молока: на их долю по итогам 2019 года приходится 49,6% республиканского объема.

Справочно.

По итогам 2019 года на долю сельскохозяйственных организаций Брестской области приходится 24,5% объема молока страны, Витебской – 10,1%, Гомельской – 13,9%, Гродненской – 17,6%, Минской – 25,1%, Могилевской – 8,9%.

Наиболее высокие результаты в животноводстве достигнуты в Брестской области: производство этой продукции в сельхозорганизациях региона выросло на 5,4% к 2018 году. С приростом в животноводстве по итогам 2019 года также сработали сельхозорганизации Минской (на 2,8% к 2018 году) и Гродненской (на 0,9%) областей.

Наличие высокопродуктивных земель в Брестской, Гродненской и Минской областях создает условия для опережающего развития растениеводства. По итогам 2019 года в этих 3 регионах произведено
67,5% валового сбора картофеля, 63,1% – зерновых и зернобобовых культур, 57,9% – овощей.

В результате принятых мер по итогам за прошедший год производство продукции сельского хозяйства увеличилось во всех областях, кроме Гомельской. «Год был хороший. Не идеальный – хороший», – отметил Глава государства.

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства в регионах также принимаются меры по внедрению ресурсосберегающих технологий, увеличению продуктивности и поголовья скота, совершенствованию структуры посевных площадей, созданию сбалансированной по питательности кормовой базы, соблюдению технологических регламентов выращивания культур.

Жилищное строительство

Для создания комфортных условий проживания населения во всех регионах республики осуществляется строительство жилья. За 2019 год за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию
4 061,9 тыс кв.м жилья (102,4% к 2018 году). Наибольшие объемы жилья введены в Брестской (16,9% к республиканскому объему) и Минской (31,1%) областях.

С государственной поддержкой в республике введено в эксплуатацию 1 165 тыс кв.м жилья (116,6% к 2018 году); в наибольших объемах – в Брестской (24,8%), Минской (18,4%) и Гомельской (15,9%) областях.

Индивидуальных жилых домов за прошлый год введено в эксплуатацию 1 770,9 тыс кв.м (102,5% к 2018 году). Наибольшие объемы такого жилья также введены в Минской (44,6%), Брестской (18,3%) и Гомельской (11,6%) областях.

Все это способствовало улучшению жилищных условий граждан, в первую очередь многодетных семей.

Торговля

По итогам 2019 года оптовая и розничная торговля оказала положительное влияние на формирование ВРП в 4 регионах: в Брестской, Минской, Гродненской и Могилевской областях.

В основном это обусловлено наращиванием объемов розничного товарооборота. Во всех регионах отмечается его рост от 101,4% к 2018 году в Витебской области до 107,7% – в Минской области (по республике –104,2%).

Такая ситуация связана с открытием новых торговых объектов, реконструкцией и модернизацией действующих объектов, проведением акций, а также ростом реальных денежных доходов населения, использованием механизмов потребительского кредитования.

Справочно.

В 2019 году в стране было введено в эксплуатацию 87 торговых объектов, в том числе в Брестской области – 19 объектов, Витебской – 16, Гомельской – 19, Гродненской – 11, Минской – 10, Могилевской области – 10 объектов, г.Минске – 2.

В объеме розничного товарооборота страны наибольшая доля приходится на г.Минск (31,2%). За ним следуют Минская (14,9%), Брестская (12,4%) и Гомельская (11,7%) области. Удельный вес Витебской области – 10,8%, Гродненской – 10,3%, Могилевской – 8,7%.

В регионах обеспечена стабильная ситуация на потребительском рынке, в магазинах представлен широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, преимущественно отечественного производства.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» созданы дополнительные благоприятные условия для осуществления деятельности в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании в малых городских поселениях и сельской местности. В частности, предоставлен ряд льгот и преференций для субъектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, осуществляющих деятельность на территории сельской местности и малых городских поселений. «Важно сохранить село и дать ему новую жизнь», – отмечал Глава государства.

Продолжают свое развитие внемагазинные формы продаж, в том числе интернет-торговля, торговля по образцам с использованием электронных платежных инструментов и средств платежа. Расширяется сеть объектов системы TAX FREE.

Инвестиционная деятельность

Значительным стимулом для поднятия экономики регионов и, соответственно, всей Республики Беларусь являются инвестиции. Так, выступая в декабре 2019 г. с обращением к депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики Национального собрания шестого и седьмого созывов Глава государства А.Г.Лукашенко подчеркнул, что «экономическое развитие Беларуси будет базироваться на четырех опорах: создание наилучших условий для привлечения инвестиций в нашу экономику, повышение производительности труда за счет стимулирования деловой активности, расширение внешней торговли через освоение новых экспортных рынков, кардинальное изменение ситуации в демографии».

По итогам 2019 года обеспечен рост инвестиций в основной капитал во всех регионах, кроме Гродненской области. В 5 областях темпы роста инвестиций в основной капитал опережают среднереспубликанский темп (105,7%): в Брестской (106%), Витебской (106,2%), Гомельской (115,6%), Минской (112,6%), Могилевской (109,8%).

Справочно.

В 2019 году завершен ряд следующих инвестиционных проектов:

в Брестской области – строительство завода по производству премиксов, суперконцентратов и комбикормов для молодняка сельскохозяйственных животных (ЗАО «Консул»); строительство второй очереди Западного обхода г.Бреста; объекты к празднованию 1000-летия г.Бреста;

в Витебской области – «Создание производственных мощностей по выпуску обуви до 5 млн пар в год и реконструкции мехового комбината с учетом создания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» на 2013–2024 гг.» (ООО «УКХ «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко»);

в Гомельской области – «Модернизация действующей линии по производству листового полированного стекла на ОАО «Гомельстекло». Организация производств по промышленной переработке стекла»
(ОАО «Гомельстекло»);

в Гродненской области – «Создание промышленного производства лекарственных средств в форме таблеток и капсул, соответствующего требованиям Надлежащей производственной практики (GMP)»
(ООО «Новалок»); «Строительство цеха азотной кислоты мощностью 1200 тонн в сутки с реконструкцией действующего производства карбамидо-амиачной смеси» (ОАО «ГродноАзот»);

в Минской области – «Создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90–450 тонн» (ОАО «БЕЛАЗ» – УПХ «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»); «Строительство завода по производству нитрата калия на территории Любанского района» (ООО «Белкалий-Мигао»); «Реконструкция действующих и создании новых инженерных и производственных мощностей по производству мясо-колбасных, кулинарных и иных изделий из мяса птицы и продуктивных животных на территории Смолевичского района» (ЗАО «ЮНИМИТ»);

в Могилевской области – «Строительство объекта «Комплекс по производству полиэфирной продукции в ОАО «Могилевхимволокно» по проспекту Шмидта, 45 в г.Могилеве. Первая очередь строительства. Реконструкция химического цеха № 2 производства органического синтеза с организацией производства полиэфирного волокна способом прямого формования» (ОАО «Могилевхимволокно»);

в г.Минске – «Проектирование и строительство медицинского центра по ул. Семашко» (СП ООО «Фармлэнд»); «Проектирование и строительство торгового центра в районе пересечения ул.Чечота и Каролинской в г.Минске» (ОДО «Виталюр»).

На привлечение инвестиций и трансформацию республики в настоящую IT-страну направлен подписанный Главой государства А.Г.Лукашенко Декрет от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет). «Этот Декрет наряду с пакетом принятых решений для бизнеса должен позволить Беларуси стать на путь опережающего развития», – подчеркнул белорусский лидер.

В целях привлечения инвестиций в экономику в Республике Беларусь предлагаются различные преференциальные режимы, которые взаимно дополняют друг друга. В числе основных преференциальных режимов: свободные экономические зоны; особая экономическая зона «Бремино-Орша»; Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень»; Парк высоких технологий; средние, малые городские поселения, сельская местность; Оршанский район Витебской области; юго-восточный регион Могилевской области.

Независимо от преференциального режима, выбранного инвестором, государство оказывает консультационную поддержку по широкому кругу вопросов. «Одним окном» для инвесторов является ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», работа которого направлена на повышение инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом, содействие иностранному бизнесу в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь, а также привлечение стратегического инвестора на предприятия пилотного проекта приватизации, реализуемого совместно с Всемирным банком.

По итогам 2019 года регионами привлечено 1 227,4 млн долл. прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги; далее – ПИИ на чистой основе). Наибольший объем ПИИ на чистой основе привлечен в г.Минск (614,8 млн долл., или 50,1% от объема в целом по стране), Минскую (281,3 млн долл., или 22,9%) и Могилевскую (104,5 млн долл., или 8,5%) области.

Справочно.

В разрезе остальных регионов привлечение ПИИ на чистой основе составило: Брестская область – 61,3 млн долл., или 5%, Витебская – 42,5 млн долл., или 3,5%, Гомельская – 77,1 млн долл., или 6,3%, Гродненская – 45,9 млн долл., или 3,7%.

Предпринимательство и деловая активность

Предпринимательство и деловая активность во многом определяют устойчивое социально-экономическое развитие регионов страны. Наибольшая деловая активность сохраняется в г.Минске и Минской области: на 1 тыс. действующих юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Минске приходится 105,3 вновь созданных юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства, что выше среднего показателя по республике (83,7). В разрезе областей: Минская область – 70,2, Витебская и Могилевская области – по 70,0, Гомельская – 67,2, Гродненская – 61,1.

Соответственно предприниматели столицы и Минской области вносят более весомый вклад в развитие региональных экономик. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП г.Минска составляет более 40%, в Минской области – около 32%.

На государственном уровне проводится работа по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства по следующим ключевым направлениям:

принятие регуляторных решений общесистемного характера, направленных на совершенствование делового и инвестиционного климата, снижение административной нагрузки на бизнес, оптимизацию уровня контроля со стороны государства, формирование рациональной фискальной политики;

создание различных преференциальных режимов – от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития отдельных территорий.

На республиканском и региональном уровнях осуществляется постоянный диалог власти и бизнеса по совершенствованию и упрощению законодательства, регулирующего условия ведения предпринимательской деятельности. Решение проблемных вопросов осуществления предпринимательской деятельности на местном уровне происходит в рамках советов по развитию предпринимательства. По решению Правительства Республики Беларусь (постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 604) сформирован новый формат взаимодействия между советами различных уровней через систему подчинения районных советов – областным, областных – республиканскому.

Одним из основных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства в областях и г.Минске является Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы. В 2019 году Государственная программа дополнена Комплексом мер по реализации первого этапа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

В целях оказания содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. По состоянию на
1 января 2020 г. в стране действовало 109 центров поддержки предпринимательства и 26 инкубаторов малого предпринимательства.

К стимулированию развития малого и среднего предпринимательства на отдельных малых территориях привлекаются международные организации. Министерством экономики Республики Беларусь реализуются два проекта Международной технической помощи.

Справочно.

Проект «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь» ориентирован на развитие местных микро-, малых и средних предприятий, а также иных предприятий, нацеленных на решение социально-значимых проблем.

Реализация данного проекта будет способствовать созданию рабочих мест на местном уровне с акцентом на молодежь и уязвимые группы населения (как мужчин, так и женщин), усилению потенциала специалистов администраций и организаций на местном уровне не менее чем в 12 районах страны (Березовский, Кобринский, Браславский, Оршанский, Брагинский, Жлобинский, Хойникский, Лидский, Борисовский, Молодечненский, Быховский, Хотимский).

С февраля 2017 г. реализуется проект «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь». В рамках данного проекта на отобранных 6 пилотных площадках планируется создание центров поддержки предпринимательства (Витебская область – г.Глубокое, г.Барань, Могилевская область – г.Кричев, г.Чаусы, г.Горки и г.Мстиславль).

О беспрецедентной поддержке предпринимательства и деловой активности в республике однозначно заявил Глава государства А.Г.Лукашенко: «Что касается свободы предпринимательства, создания новых предприятий в любой точке, особенно на селе, ну слушайте, тут уже больше нельзя принять каких-то решений. Потому что полную свободу дали (трудно найти такую страну): в течение дня зарегистрировался и иди работай».

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность регионов нацелена на обеспечение сбалансированности во внешней торговле товарами и услугами.

Экспорт товаров в 2019 году в целом по стране составил
32,9 млрд долл., или 97,1% к 2018 году. Наибольший удельный вес в объеме экспорта товаров страны приходится на г.Минск (34,7%), Минскую (22,6%) и Гомельскую (12,4%) области. Среди регионов рост экспорта товаров в 2019 году зафиксирован в Брестской (109%), Минской (101,1%) и Могилевской (111,2%) областях.

Важнейшими товарными позициями, поставляемыми на экспорт, являются: молочная и мясная продукция, рыбопродукты, масло рапсовое, газовые плиты, холодильники и морозильники, ткани льняные, чулочно-носочные изделия, обувь, мебель, лекарственные средства, плитка керамическая, изделия из пластмасс, полиамиды, провода изолированные, кабели, стекловолокно, химические продукты, лесоматериалы, сжиженный газ, нефть, черные металлы и изделия из них, уголь каменный, минеральные смешанные удобрения, калийные удобрения, азотные удобрения, древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты, сельскохозяйственная техника, грузовые и легковые автомобили, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, вагоны моторные железнодорожные или трамвайные, шины, цемент, волокна синтетические.

«Диверсификация экспорта, поиск новых рынков – вопрос первостепенной важности, вопрос выживания нашей страны», – отмечал А.Г.Лукашенко. На сегодня диверсификация экспорта товаров республики по рынкам сложилась в следующей пропорции: страны ЕАЭС – 44,2%, ЕС – 25,5%, дальней дуги и иных стран – 30,4%.

Таким образом, регионы расширяют географию поставок продукции при сохранении и усилении позиций на традиционных рынках (Российская Федерация, Украина, Казахстан, Армения). При этом основное внимание уделяется расширению географии поставок готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и современных материалов на рынки стран ЕС и дальней дуги (в страны Азии, – в первую очередь Китай, – Латинской Америки, Африки).

По итогам 2019 года положительное сальдо внешней торговли товарами обеспечено в Брестской (840 млн долл.), Гродненской (386,8 млн долл.), Минской (1 381,6 млн долл.) и Могилевской (776,2 млн долл.) областях.

Экспорт услуг в целом по республике за прошлый год составил 9,7 млрд долл. (109,3%), из них 57,9% приходится на г.Минск (5,6 млрд долл., или 116,3%). В целом по стране сформировалось положительное сальдо внешней торговли услугами в размере 4,2 млрд долл.

В экспорте услуг преобладают: услуги трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта, прочие деловые, строительные, туристические, а также телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги.

Одновременно с активизацией внешнеэкономической деятельности проводится работа по рационализации объемов импорта за счет импортозамещения. Привозные товарные позиции в основном представлены сырьем и материалами, не производимыми в республике.

Перспективы развития регионов страны

Как неоднократно подчеркивал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «останавливаться на достигнутом недопустимо», несмотря на поступательное развитие регионов. Применяются новые подходы стимулирования регионального развития за счет мер, направленных на максимальное раскрытие регионального потенциала.

Согласно проекту Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года, стратегической целью регионального развития является создание в регионах равных возможностей для достижения высокого уровня и качества жизни населения на основе реализации личностного потенциала и удовлетворения потребностей граждан, рационального размещения производительных сил, эффективного, сберегающего и развивающего использования ресурсов. Не только столица и областные центры, но и средние, малые города, сельские территории Беларуси станут привлекательными для жизни.

Среди главных задач – увеличение доходов от экономической деятельности путем стимулирования потенциала саморазвития территорий, улучшение качества жизни и возможностей самореализации граждан в городской и сельской местности.

Достижение поставленных целей и задач предусматривается по четырем направлениям.

1. Комплексное развитие и рациональное размещение производительных сил.

Данное направление предусматривает развитие территорий как единых природно-хозяйственных комплексов, ядром которых являются областные центры, 11 городов и районов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (города Барановичи, Пинск, Новополоцк, Бобруйск, районы: Оршанский, Полоцкий, Мозырский, Лидский, Борисовский, Солигорский, Молодечненский), а также регионы перспективного строительства (Островецкий и Петриковский районы) и удаленные от таких городов, но обладающие значимым производственным потенциалом (Глубокский, Жлобинский и Кричевский районы). Равномерное распределение этих экономических центров позволит охватить влиянием всю территорию страны с приданием импульса развития прилегающим районам.

Развитие столицы необходимо сконцентрировать на выполнении функций административного, делового, финансового, инновационного, торгового, туристического, научно-образовательного и IT-центра международного значения.

Справочно.

Системная работа по развитию столичных функций г.Минска включает разработку и реализацию планов выноса отдельных производственных предприятий из г. Минска в регионы, имеющие для этого необходимую базу, потенциал и компетенции с подготовкой пакета поддерживающих мер. В первую очередь это машиностроение, станкостроение, металлургическое производство, легкая промышленность, производство строительных материалов.

В рамках развития городов-спутников важна разработка и реализация регионами планов, обеспечивающих часовую транспортную доступность.

Промышленный комплекс столицы должен развиваться по пути создания и модернизации наукоемких компактных производств, отвечающих запросам по экологичности и низкой материалоемкости. Параллельно предусматривается расширение сервисных видов услуг промышленного характера: услуги по наладке, обслуживанию, программному обеспечению высокотехнологичного оборудования, обучению кадров.

2. Развитие городов и поселков на основе «умных» технологий и принципах «зеленого» градостроительства с повышением эффективности использования ресурсов и улучшением качества среды проживания населения.

Предполагается внедрить в практику новые стандарты градостроительства и интеллектуальные системы управления жизнеобеспечением городов на основе современных информационно-коммуникационных технологий:

развитие производственного сектора и городского хозяйства на принципах экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) с оптимизацией потоков потребляемых ресурсов, производственных и коммунальных отходов;

формирование в городах сбалансированной, низкоуглеродной, безопасной, комфортной и недорогой для потребителей транспортной системы.

Особое значение имеют повышение эффективности и надежности жилищно-коммунального хозяйства с улучшением качества услуг для конечных потребителей; развитие городских сервисов и экономики совместного потребления с повышением эффективности услуг, увеличением полезного срока использования материальных ценностей.

Улучшение качества жизни горожан предусматривает формирование городской среды, основанной на функциональном зонировании, формировании общественных пространств с учетом интересов различных групп населения и создании универсальной среды, совершенствовании облика застройки с комплексной градостроительной реконструкцией неэффективно используемых территорий производственных зон, благоустройством озелененных территорий общего пользования.

3. Повышение устойчивости развития отстающих районов и сельских территорий.

Планируется изменить тенденцию интенсивного сокращения демографического и трудового потенциала отстающих районов и сельской местности, сформировать условия для роста доходов и качества жизни населения и источников наполнения местных бюджетов.

Расширение экономических доходов предусматривается на основе повышения эффективности сельского хозяйства, диверсификации экономики отстающих районов и села за счет использования местных ресурсов и развития сферы услуг.

Основу повышения уровня и качества жизни сельского населения составит развитие транспортной инфраструктуры, высокоскоростного доступа в сеть Интернет, внедрение для жителей таких районов возможности работать в режиме удаленного доступа, получать дополнительное образование.

Предусматривается активное введение в практику оказания услуг мобильных форм и информационных технологий, сочетания преимуществ сельского уклада жизни с городскими стандартами инфраструктурного обустройства и сервисного обслуживания.

4. Наращивание компетенций и потенциала саморазвития территорий.

Важно сформировать инновационно мыслящее, инициативное, готовое к предпринимательскому риску и активному участию в развитии территорий сообщество. Особая роль в реализации данной задачи отводится совершенствованию региональной образовательной среды в интересах устойчивого развития, личностного роста, реализации индивидуальных способностей.

Важно создать в регионах правовые и институциональные условия повышения финансовой заинтересованности и самостоятельности органов местного управления и самоуправления в развитии территорий, поддержки местной инициативы и сотрудничества административно-территориальных единиц.

Рассмотрим перспективы развития Гродненской области.

Главной целью развития области в 2020 году является рост конкурентоспособности экономики на основе эффективного использования местного ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ для повышения качества и уровня жизни населения.

Основу инвестиционного портфеля области в 2020 году по-прежнему составит проект РУП «Белорусская атомная электростанция».

Продолжится реализация ряда крупных проектов в сфере промышленности (ОАО «Гродно Азот», ОАО «Красносельск-стройматериалы», ОАО «Мостовдрев», ОАО «Гродненский стеклозавод», ИООО «Кроноспан», ООО «Европластекс инвест», ООО «ЭйчЭсБелакон», ООО «Праймилк» и др.), мясомолочной отрасли и сельском хозяйстве (ОАО «Молочный Мир», ООО «Дэйрифарм» и др.), в области логистики (ООО «ЗападТрансГраница», ООО «СТРОЙКАРГОСЕРВИС») и др.

Кроме того, за счет привлечения прямых иностранных инвестиций планируется реализация крупных инвестиционных проектов по созданию предприятий по деревообработке и производству мебели в городе Сморгони, производству удобрений в городе Гродно. В рамках межрегионального сотрудничества Гродненской области и провинции Ганьсу осуществляется реализация инвестиционного проекта по созданию нового гостинично-ресторанного комплекса ООО «Торгово-промышленная корпорация «Цюань Шэн».

Главной задачей развития регионов в 2020 году является  сокращение межрегиональной дифференциации по уровню и качеству жизни населения.

Содействуя ускоренному привлечению ресурсов в районы, определенные центрами экономического роста, будет обеспечено развитие прилегающих территорий за счет стимулирования и поддержки предпринимательской активности и местной инициативы, обеспечения гарантированного уровня и качества жизни населения на основе социальных стандартов.

Особое внимание будет уделено развитию районов, отстающих по уровню социально-экономического развития (Вороновский, Зельвенский, Свислочский).

Развитие социальной сферы планируется за счет реализации мероприятий, направленных на дальнейшее формирование качественного человеческого потенциала на основе повышения эффективности, качества и доступности услуг образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. Также планируется строительство качественного и доступного жилья (планируется ввод в эксплуатацию 415 тыс.квадратных метров жилья).

***

По словам Главы государства А.Г.Лукашенко, прежде всего стоит задача развить экономику регионов и на этой основе решать социальные вопросы, сократив до минимума разрыв в уровне жизни населения, социально-экономического развития территорий.

«Поэтому для того, чтобы здесь дети ваши и внуки жили, надо создать условия. Условия не хуже, чем в лучших местах нашей Беларуси. И перед нами стоит задача прежде всего развить экономику регионов, чтобы были рабочие места и была зарплата для людей», – отметил А.Г.Лукашенко, совершая рабочую поездку по Брестской области
в 2019 году.

«Единственная опасность нашему развитию – никакая не идеология, никакие не средства массовой информации, ни “продвинутые”, ни традиционные, ни интернет, самая большая опасность – в нас самих. Если мы будем на должном уровне поддерживать наше экономическое развитие, если мы каждый год, каждую пятилетку хотя бы понемножечку будем двигаться вперед и прибавлять, наша страна всегда будет стабильной и никто нас никуда не повернет – не сможет. Поэтому главное – экономика», – подчеркнул белорусский лидер.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.