Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация

Мотивация учебной деятельности

Дата: 16 июня 2016 в 17:58, Обновлено 16 июня 2016 в 17:59
Автор: Майсак Т. А.

Всем нам хорошо известно из опыта работы, что причин нежелания учиться много. Можно ли в сложившихся условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания? В изучении системной диагностики одним из способов повышения качества обучения является изучение мотивации и ее эффективной роли в познавательной деятельности.

МОТИВ (от лат. Moveo ) – материальный или реальный предмет, который направляет и побуждает на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы М. выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее его власть над собственными поступками.

Классификация мотивов учения

  1. Мотивы, связанныес учебной  деятельностью.   
  2. Мотивы, не связанные   с учебной  деятельностью.                                                                      

Мотивы, связанные с учебной деятельностью включают в себя                содержание учения (новые факты, знания, явления…), и процесс учения (проявление интеллектуальной активности, рассуждений, преодолевание препятствий).

Мотивы, не связанные с учебной деятельностью включают в себя социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями…), узколичные мотивы (стремление получать одобрение, хорошие отметки, желание быть первым, занять достойное место среди товарищей…), отрицательные мотивы (стремление избежать неприятности).

Каждый из мотивов служит развитию учебной мотивации. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Развитие внутренней мотивации учения – это движение вверх.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие – завышают цели, которые ставят перед собой. Вторые в случае простых и хорошо заученных навыков работают быстрее, и их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, эти же люди ухудшают работу в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается.

Знание человеком своих способностей влияет на ожидание его успеха. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут очень сильно мотивированы на достижение, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».

              Что же произойдет, если классы будут организованы по принципу равного уровня способностей? Когда школьники с примерно одинаковыми способностями будут находиться в одном и том же классе, повысится и их интерес в достижении успеха, и тревожность по поводу собственной несостоятельности. В таких классах повышается продуктивность деятельности у учащихся с сильной мотивацией достижения и слабой тревожностью.

 Фактически вся деятельность ученика на уроке направляется и контролируется учителем, поэтому у детей постепенно пропадает желание самостоятельно учиться и самим контролировать результаты собственной учебы. У них не воспитывается воля и не развивается самостоятельность, а, следовательно, не формируется внутренняя мотивационная энергия.

Большинство исследований доказывают, что мотивация достижений успеха – это социальный, то есть приобретенный мотив. На его формирование влияет множество внешних факторов. Их совокупность называют мотивационной средой.

Первым условием для развития мотивации является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить. Поэтому любая предстоящая деятельность должна обладать новизной. Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи.

Если мы хотим  сформировать у учеников мотивацию к учению, то необходимо соблюдать такие правила:

  • задачи должны быть посильными и не требовать приложения сверх усилий;
  • деятельность должна предоставлять возможность для выбора;
  • должны присутствовать задачи разной степени сложности;
  • слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, это поможет им приобрести уверенность.

Вторым условием для развития мотивации является максимальная самостоятельность школьников.

Следующим условием развития мотивации будет практическая значимость и польза знаний для самих школьников. Ведь смысл познания есть ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе.

 

Рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации с учетом ведущего типа деятельности (начальная школа):

Для учителей:

  1. Общайтесь с ребенком на эмоциональном уровне.
  2. Не зависимо от академической успеваемости учащегося, постарайтесь создать ситуацию успеха на уроке.
  3. Подкрепляйте даже незначительные успехи учащегося в учебе, так как для ребенка они значимы.
  4. Примерно два раза в месяц организовывайте классные мероприятия, на которых каждый учащийся смог раскрыть свои творческие стороны личности.
  5. Оценивайте проступок учащегося, не переходя на личность.
  6. При оценивании ответа учащегося аргументируйте выставление оценки.
  7. Приглашайте на родительские собрания педагога – психолога для просвещения родителей по вопросам  психического и психологического развития учащихся данной возрастной группы.

Для родителей:

  1. Поддерживайте интерес своего ребенка к учебной и  познавательной деятельности (устраивайте совместные интеллектуальные игры, например разгадывание ребусов, кроссвордов).
  2. Составьте совместно с ребенком его режим дня, и следите за соблюдением.
  3. Проявляйте интерес не только к учебной деятельности ребенка.
  4. В случае неуспеха ребенка не стремитесь наказать его, решайте проблему через эффективное общение с  ним.
  5. Старайтесь быть примером для своего ребенка (пусть ребенок видит, что в его семье читают художественную литературу, просматривают научно-популярные фильмы и т.п.).
  6. Учитывайте индивидуальные возможности ребенка. По возможности проконсультируйтесь с педагогом - психологом по вопросам развития ребенка в данном возрасте.

Рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации с учетом ведущего типа деятельности (средняя школа):

Для учителей:

  1. Демонстрировать учащимся собственную заинтересованность материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете.
  2. Включать в объяснение примеры из жизненного опыта детей 5 -8 классов.
  3. По возможности старайтесь связать изучаемый материал с его использование в будущем, в конкретной деятельности.
  4. Организовать повторение учебного материала, изученного в предыдущих классах и актуализирующегося на сегодняшнем уроке (или теме).
  5. По возможности теоретические знание учащихся подкреплять на практике.
  6. Не зависимо от академической успеваемости учащегося, постарайтесь создать ситуацию успеха на уроке для каждого учащегося (психологическая поддержка самооценки; использование различных форм опроса, чтобы каждый учащийся имел возможность быть выслушанным; при оценивании ответа дать ребенку обратную связь, т.е. аргументирование оценок).
  7. Чаще использовать коллективные формы работы, учить взаимодействию в группе при выполнении заданий.
  8. Использовать нетрадиционные формы домашних заданий.
  9. Классному руководителю работать над сплочением ученического коллектива, т.к. удовольствие от посещения школы зависит от атмосферы в классе.

Для родителей:

  1. Демонстрировать ребенку собственную заинтересованность материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете и обсуждать его дома.
  2. Постарайтесь исключить из семейных разговоров высказываний о негативном отношении к школе, к учителям, к педагогической профессии в целом.
  3. Проговаривайте ребенку собственные ожидания в отношении учебных достижений ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и  возможностей семьи.
  4. Вводить в семью традиции обсуждения просмотренных фильмов, прочитанных книг, обмениваться знаниями по какой – то теме.
  5. Общайтесь с ребенком! В общении происходит обучение, но исключайте слова «а вот мы в свое время…».
  6. Учите, помогайте работать с дополнительной литературой.
  7. Совместно с ребенком структурируйте его дневной время.

Оказывайте психологическую поддержку своему ребенку в его учебной.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.