Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Слагаемые успеха

Дата: 12 октября в 14:37, Обновлено 12 октября в 14:37
Автор: Майсак Т. А.

Профессиональное самоопределение молодого человека – это первый серьезный вы- бор, с которым сталкивается в своей жизни юноша или девушка перед выходом во взрослую самостоятельную жизнь. Выбор важный потому, что он определяет будущее, т.к. профессио- нальная деятельность, которой посвящает себя человек, не просто занимает большую часть его жизни, но раскрывает перед ним массу возможностей и перспектив для самореализации способностей и самосовершенствования, для материального благополучия, для ощущения собственной ценности и значимости, для получения удовольствия от занятия интересным и увлекательным, а также полезным делом. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Обществу нужны выпускники, готовые включиться в дальнейшую жизнь, способные практически решать жизненные и профессиональные задачи. К большому сожалению, в реальной жизни мы видим, что молодые люди после окончания школы не умеют реально оценить уровень собственных знаний и умений, теряются в ситуации выбора дальнейшего профессионального образовательного пути. Преобладает слу чайный профессиональный выбор, влекущий за собой негативные последствия: как личност ные (профессиональная несостоятельность и неустроенность), так и социальные (недостаток- избыток специалистов, неоправданные затраты государства на обучение специалистов и т.п.). Эффективный подход к выбору будущей профессии (принцип «Хочу! Могу! Надо!») Профессиональная деятельность в жизни человека решает множество задач. Это:  самореализация и самоутверждение через профессиональный рост и продвижение поØ карьерной лестнице;  получение удовлетворения от занятия интересным и любимым делом;Ø  достижение материального благополучия посредством высокого уровня профессио нализма и востребованности профессии на рынке труда. Чтобы в будущем профессия позволила человеку решить данные задачи для себя, необходимо при профессиональном определении учитывать 3 основные составляющие, которые многократно повышают эффективность профессионального выбора: 1) собственные интересы и склонности к той или иной сфере деятельности – принцип «Хо- чу!», что позволит получать удовольствие от своей работы; 2) собственные способности и возможности (способности к той или иной области наук, виду деятельности, личностные особенности, позволяющие выполнять определенную работу быстро и качественно, соответствующее состояние здоровья) – принцип «Могу!», что позволит не только быть успешным и развиваться в профессиональной деятельности, но и получать от этого удовлетворение и чувствовать собственную значи мость; 3) изменения на рынке труда, т.к. современный мир развивается стремительными темпами («старые» специальности трансформируются, возникают новые, одни вакансии заполняются, среди других возникают «ниши») – принцип «Надо!», что позволит быть востребованным и трудоустроенным, а, значит, будут удовлетворены потребности в материальном благополучии и личностной самореализации. Как видим, все три принципа тесно взаимосвязаны друг с другом, позволяя человеку в профессиональном становлении чувствовать себя уверенно. Именно поэтому очень важно при выборе профессионального будущего опираться на принцип трех: «Хочу! Могу! Надо!». Если о своих интересах и предпочтениях молодой человек может знать из собственного опыта, то о своих возможностях он знает далеко не все. Тем более знать и осознавать – это разные понятия. Например, обладая хорошими организаторскими способностями, зная об этом, молодой человек не всегда понимает, где и как он может их применить в профессиональной деятельности, какие возможности это открывает перед ним в будущем и какие обязательства предполагает. Кроме того, для успешной профессиональной деятельности помимо способностей в определенной области наук, необходимо обладать теми или иными личностными качествами. Например, тип темперамента может как положительно, так и отрицательно влиять на скорость и качество выполняемой работы, а в большей мере, на расходование энергии, на эмоционально-психологическое и физическое состояние человека при ее выполнении. Флегма тический тип темперамента больше располагает к монотонной и однообразной работе, требующей усидчивости и терпения. Холерический же тип темперамента – к активной, требующей быстрого переключения и коммуникабельности работе. Но важно осознавать и понимать, что в каждом типе темперамента есть свои достоинства и преимущества для определенных профессий, среди которых обязательно есть та, которая подойдет именно для тебя. Есть люди, склонные к интеллектуальному труду, а другие – к физическому (практики). Естественно, что, имея способности в одной и той же сфере, одному лучше заниматься научной, аналитической, преподавательской деятельностью, а другому – претворять в жизнь все то, что придумано человеческим умом. Но важно осознавать и понимать, что каждый человек необходим и полезен, если он на своем месте, т.е. занимается тем, к чему он больше предрасположен. Таким образом, очень важно не только знать свои особенности, но и уметь их «при- мерить» к той или иной профессии: они будут мне помогать или мешать выполнять ту или иную профессиональную деятельность. Профессиональный рынок в современном мире стремительно изменяется: одни профессии теряют свою актуальность, другие – видоизменяются, третьи – возникают в ответ на новые потребности общества. Немаловажно также знать, какой уровень образования (профессионально- технический, средне-специальный или высший) необходим человеку для того, чтобы стать обладателем определенной профессии или специальности, чтобы правильно вытроить собственную линию получения профессионального образования. К получению высшего образ вания можно прийти разными путями: через профильное обучение на 3-й ступени в школе, либо через получение средне-специального образования. Первый путь больше подходит для уверенных в своих знаниях и профессиональных намерениях ребят, а второй – для тех, кто не очень уверен в своих силах.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.